Детская музыкальная школа им. М.И.Глинки – одна из старейших в городе Самаре - открылась в 1948 году. В 2004 году Распоряжением Правительства Самарской области школе присвоено имя великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. На протяжении всего творческого пути ДМШ им. М.И.Глинки максимально интегрируется в социокультурную жизнь Октябрьского внутригородского района и города Самары как духовный образовательный и воспитательный центр. Помещение школы расположено на двух этажах жилого дома. Общая площадь составляет 778,7 кв.м.
В школе стабильно функционируют 12 творческих коллективов, результативно принимающих участие в исполнительских конкурсах различного уровня и выступающих на концертных площадках города: «Образцовый художественный коллектив» оркестр баянистов и аккордеонистов «Гармония», 3 хоровых коллектива, струнный ансамбль учащихся средних и старших классов, ансамбль скрипачей учащихся младших классов, ансамбль виолончелистов "Возрождение", ансамбль гитаристов «Вдохновение», ансамбль домристов «Фантазия», ансамбль балалаечников «Сюрприз», струнный педагогический ансамбль, "Народный самодеятельный коллектив" педагогический оркестр русских народных инструментов «Волжский сувенир».
Преподавание ведется по 13 специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара, саксофон, кларнет, флейта, синтезатор, вокал (академический). За 75 лет творческого пути школу окончили более 3 000 учащихся, значительная часть которых стали профессиональными музыкантами. Выпускники школы разных лет в настоящее время преподают в Самарском музыкальном училище им. Д.Г. Шаталова, государственном институте культуры, государственном социально-педагогическом университете, Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Лондонской консерватории, других городах России и зарубежья. Шесть выпускников в настоящее время работают в школе. Ежегодно выпускники поступают в ВУЗы и ССУЗы, выбирая профессию музыканта.Педагогические работники школы ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, принимают участие в мастер-классах, научно-практических конференциях. Результативно участвуют в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Специалисты представляют инновационный опыт работы и эффективные авторские методики обучения, выступая на областных профильных и творческих лабораториях, стажировках, семинарах перед педагогическим сообществом города Самары и Самарской области. Благодаря профессионализму и организационному опыту педагогического коллектива, в рамках Всероссийского конкурса на лучшую организацию работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс «Школа высоких технологий-2016», ДМШ им. М.И.Глинки удостоена звания «Лауреат конкурса», диплома и медалей «Школа высоких технологий-2016» и «Гражданин и патриот России -2016». В ноябре 2018 года школа приняла участие во Всероссийском конкурсе «Образовательная организация XXI века. Лига лидеров – Лучшая организация дополнительного образования – 2018» и удостоена звания Лауреата в номинации «Лучшая детская музыкальная школа» и специальной номинации «Событие года – 2018». Директор удостоен знака «Эффективный руководитель-2018». Учредитель конкурсов – Министерство образования РФ, Санкт-Петербургский Центр непрерывного образования и инноваций.Ежегодно около 100 учащихся результативно принимают участие в исполнительских и музыковедческих конкурсах и олимпиадах международного, всероссийского уровня, а также многочисленных областных, межрегиональных, региональных и городских конкурсах, смотрах-фестивалях. Наиболее значимые конкурсы: Всероссийский конкурс молодых музыкантов-исполнителей на народных инструментах имени Д.Г. Шаталова «Созвездие Жигулей»; Малые Дельфийские игры (региональный отборочный тур на территории Самарской области); Международный конкурс молодых музыкантов имени Д.Б. Кабалевского; Международный фестиваль-конкурс «Музыка звезд» под патронатом Международного Благотворительного Фонда В. Спивакова; Международный конкурс вокального искусства имени В. Храмова; VII Международный музыкальный конкурс-фестиваль имени Савелия Орлова; Детская музыкальная академия стран СНГ под патронажем народного артиста СССР Юрия Башмета; международные и всероссийские олимпиады по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе. С сентября 2013 года в соответствии с Федеральными государственными требованиями в образовательный процесс школы введены 4 дополнительные предпрофессиональные программы: «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты». Одним из важных направлений школьного образовательного процесса является выявление и развитие способных к музыкальному исполнительству учащихся, обобщение опыта работы с одаренными учащимися в системе предпрофессионального образования. В школе реализуется авторская образовательная программа «Путь в профессию музыканта», целью которой является раннее выявление, обучение и воспитание музыкально одаренных и талантливых детей. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, создать условия для его оптимального развития, роста способностей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности — один из важнейших аспектов деятельности нашей школы. По плану программы, который составляется ежегодно, проводится системная работа по развитию и выявлению творческих способностей обучающихся.В школе существует дополнительная образовательная программа "Раннее эстетическое развитие" для детей в возрасте от 4 до 6 лет с посещением предметов коллективного музицирования: «Музыка» (Основы музыкальной грамоты), «Творчество», «Коллективное пение», "Оркестр колористических инструментов" и индивидуальных занятий по инструменту. Внедрению новых идей в образовательный процесс способствует действующий на базе школы с 2004 года ресурсный творческо-образовательный Центр «Содружество», проект создания которого был удостоен Гранта Губернатора Самарской области. Ежегодно по плану деятельности Центра реализуются социально-значимые творческие проекты и просветительские мероприятия, посвященные значимым датам года, способствующие развитию внутренних и внешних интеграционных связей школы. В плане деятельности центра «Содружество» - проведение Открытого городского конкурса профессионального мастерства «Призвание». Этот конкурс проводится с 2014 года, с целью формирования имиджа художественного образования среди педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования сферы культура городского округа Самара. Успешно проведятся открытые концертно-просветительские мероприятия и научно-практические конференции. Традиционно многостороннее творческое партнерство школы с Самарским академическим театром оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича, государственной филармонией, Самарским государственным институтом культуры, Самарским музыкальным училищем им. Д.Г. Шаталова, городским Дворцом ветеранов, общеобразовательными школами, библиотеками города. Школа является активным пропагандистом классического музыкального искусства среди детей и их родителей, а также аудитории разных социальных групп и возрастов социума. ДМШ им.М.И.Глинки постоянный участник концертов перед социально-незащищенными слоями населения: ветеранами войны и труда, инвалидами, детьми с ОВЗ. Ежегодно совместно с администрацией Октябрьского внутригородского района, городским Дворцом ветеранов и Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара преподаватели и учащиеся участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне, международным дням защиты детей, инвалидов, пожилого человека и другим значимым датам. Вся концертно-просветительская деятельность проходит на высоком профессиональном и организационном уровне. Учащиеся школы имеют возможность выступать на одной сцене с ведущими музыкантами города. Такие формы просветительской работы способствуют повышению статуса школы среди родителей и развивают интерес подрастающего поколения к музыкальному искусству. Инновационная деятельность школы направлена на совершенствование различных форм обучения, владение проектными видами коммуникаций, использование интерактивных технологий в образовательном процессе. В работе с учащимися применяются тематические мультимедийные презентации. Для закрепления материала в процессе самостоятельных занятий применяются набранные на компьютере аккомпанементы – «минус». При подготовке творческо-образовательного проекта «Живой родник всей русской музыки», посвященного М.И.Глинке, активно использовались ИКТ. Учащиеся-ведущие заключительного этапа проекта находились в интерактивном диалоге с композитором, появляющимся на мультимедийном экране, и прислушивались к его мудрым советам (роль Глинки исполнил артист Самарского театра юного зрителя «СамАрт»). Текст диалога с Глинкой был выстроен таким образом, чтобы раскрыть тему: «Глинка и современность». За проект «Живой родник всей русской музыки» школа удостоена медали «За вклад в воспитание «гражданина и патриота России» и "За лучшую организацию работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс» на Всероссийском конкурсе в Санкт-Петербурге. Патриотизм воспитываем классикой! С 2012 года школа является автором и издателем межрегионального научно-методического и просветительского альманаха образовательных учреждений культуры «Наследники». Идея создания альманаха заключается в том, чтобы не только познакомить широкий круг музыкально-педагогической общественности г. Самары и регионов России с достижениями образовательных учреждений отрасли «Культура», но сохранить и передать новые мысли, смелые идеи, неординарные подходы, опыт работы в образовании и воспитании, передовые технологии образовательного процесса сегодняшнего дня последующим поколениям дня завтрашнего, используя свое профессиональное печатное издание. Основная цель создания альманаха: сохранение духовного наследия Самарского региона, традиций, заложенных предшествующими поколениями, пропаганде передовых культурных технологий, новых мыслей настоящим и будущим поколениям. На страницах периодических выпусков альманаха «Наследники» публикуют доклады деятели науки, представители творческих союзов, руководители образовательных учреждений и педагогические работники Самарского региона. Опытом работы и инновациями делятся представители образовательных учреждений городов Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Смоленск, Орел. Участники межрегиональных конференций неизменно дают высокую оценку о содержательности и профессиональном уровне их проведения. В 2018 году за проект «Издание «Межрегиональный научно-методический и просветительский альманах образовательных учреждений культуры «Наследники» директор школы О.В. Хвостова удостоена звания лауреата Губернской премии в области культуры и искусства. Ежегодно к концертно-просветительским мероприятиям выпускаются афиши, буклеты, видеоматериалы и видеопрезентации. Школа вошла в содружество детских музыкальных школ и школ искусств России, носящих имя М.И. Глинки. Это города Санкт-Петербург, Всеволожск (Ленинградская обл.), Смоленск, Десногорск (Смоленская обл.), Калининград, Екатеринбург, Ельня, Рославль, Липецк, Ижевск. Договор о «Содружестве» был подписан 02 декабря 2016 года в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени М.И. Глинки во время проведения Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств - 2016: образование, управление, развитие» в рамках «V Санкт-Петербургского международного культурного форума». Цель «Содружества»: объединить образовательные организации дополнительного образования детей России, носящих имя М.И. Глинки совместной творческой деятельностью; соединить ресурсы и возможности образовательных организаций. В марте 2018 года учащиеся школы по приглашению комитета по культуры г. Санкт-Петербурга и «Санкт-Петербургской детской школы искусств им. М.И. Глинки» приняли участие в концерте «Содружество школ, носящих имя М.И. Глинки в гостях у Мариинского театра» и успешно выступили на сцене Прокофьевского зала Мариинского театра. Установлены творческие связи с Всероссийским музеем музыкальной культуры (г. Москва), Музеем-усадьбой М.И. Глинки с. Новоспасское Смоленской области, Обществом любителей М.И. Глинки (г. Берлин, Германия).
С 12 по 15 марта 2020 года гостями города Самары и Детской музыкальной школы им. М.И. Глинки были учащиеся и преподаватели Санкт-Петербургской детской школы искусств им. М.И. Глинки, прибывшие по приглашению администрации школы для участия в творческо-патриотическом проекте «Наследники Победы», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Цель проекта: показать силой музыкального искусства духовную связь поколений городов Самары (Куйбышева) и Санкт-Петербурга (Ленинграда). 13 марта 2020 года на малой сцене Самарского академического театра оперы и балета состоялся совместный концерт учащихся и преподавателей двух старейших школ, носящих имя великого русского композитора.Каждый год жизни школы ознаменован памятными событиями, которым посвящается работа всего коллектива. И всякий раз, это – вновь переживаемое творческое волнение, гипертрофированное чувство ответственности за профессиональное дело, школу, преподавателей и учащихся. Каждый прожитый год – это неустанная работа преподавателей по воспитанию ума, души и сердца детей и их родителей, неудержимое желание заявить о школе, ее богатейших музыкально-педагогических традициях в масштабах города, области и России. И вся эта деятельность является неиссякаемым источником силы и духовности, которая помогает нам в достижении цели!
В 2022 году школа стала участником федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура". В рамках нац.проекта пополнена материально-техническая база школы: получены новые музыкальные инструменты, оборудование, интерактивные учебные пособия, нотная и музыкальная литература.
В 2023 году школе исполнилось 75 лет со дня образования.
В мае 2023 года вышел приказ ГБУК «Агентство социокультурных технологий» министерства культуры Самарской области о присвоении статуса «Ресурсных методических площадок в сфере художественного образования Самарской области» на 2023-2025 гг. образовательным учреждениям дополнительного образования. В их числе - Детская музыкальная школа им. М.И.Глинки. Тема направления деятельности РМП: "ЛИЦОМ К БУДУЩЕМУ. Академическое музыкальное образование. Межрегиональное сотрудничество именной школы". Целью площадки является развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала обучающихся через социально-просветительскую, научно-методическую и исследовательскую деятельность в образовательном процессе школы.